Что из себя представляет плетизмография: цели, подготовка и ход исследования

Содержание

Метод плетизмография для диагностики сосудов нижних конечностей: подготовка, проведение и результат

Методика для изучения наполнения кровью органа (функции легочного дыхания) при помощи измерения его объема в разные фазы цикла названа плетизмографией.

Этот способ может регистрировать как динамику объемных параметров в период поступления и оттока крови (вдоха и выдоха), так и изменений электрического сопротивления или проницаемости для света.

Полученная запись отражает быстрые колебания в момент пульсовой, дыхательной волны, и медленные – при заполнении сосудов.

Цели проведения обследования

При исследовании сосудистой патологии показаниями к проведению плетизмографии могут быть:

Варикозная болезнь — одно из показаний к проведению плетизмографии

Для диагностики заболеваний легкий используются данные об их емкости.

Обследование показано при бронхиальной астме, обструктивном бронхите, эмфиземе, профессиональных поражениях легочной ткани (например, пневмосиликозе).

Как метод оценки условно-рефлекторной деятельности плетизмография назначается для определения причин эректильной дисфункции.

Обследуемому показывают картинки и анализируют признаки появления возбуждения.

Применяют и для диагностики отклонений полового поведения (склонность к насилию, гомосексуализм, педофилия).

Плетизмографы

Аппараты, которые используют для измерений, состоят из таких частей:

  • калибратор объема с воспринимающей системой,
  • транслирующая часть,
  • регистратор колебаний (включает механизм для движения ленты и фиксатор продолжительности раздражителей).

Первыми приборами для плетизмографии были механические. У них камера имеет жесткие стенки, между которыми располагают зону исследования.

Воздушная камера герметизируется, а водяная наполняется водой. При увеличении органа воздух или вода вытесняются, и подвижная часть прибора сдвигается.

Эти движения и записываются на ленте или фотографируются.

В настоящее время используют модификации механических плетизмографов – физио- и механокардиографы с фоторегистраторами.

По мере совершенствования аппаратов для плетизмографии на смену механическим пришли электрические модели.

Они позволяют оценить кровоток обширных зон, например грудной и брюшной полости, головы.

Одной из разновидностей плетизмографов являются приборы с комбинированной световой и электрической системами.

Фотоэлектроплетизмографы могут использоваться на плоских поверхностях – складки кожи, кисть, ухо.

Недостатком подобной методики является трудность анализа и его выражения в единицах объема, то есть можно получить общее представление о кровоснабжении, его нарушении или норме.

Виды плетизмографии и их особенности

Для оценки состояния сосудистой сети, работы сердца и легких могут быть использованы различные варианты метода плетизмографии. Выбор лечащего врача зависит от цели исследования и необходимости проведения нагрузочных проб.

Реография или импедантная плетизмография

Основана на изменении сопротивления (импеданса) электрическому току.

При приливе крови электропроводность выше, так как из всех жидкостей и тканей организма именно у крови самая высокая способность проведения электроимпульсной волны.

Запись реограммы проводится при помощи электродов, накладываемых на тело. Для этой цели может быть использован и электрокардиограф со специальной приставкой.

Реография

Полученный график имеет вид синусоидальной функции, ее подъем соответствует поступлению крови из артерий, а спад отражает венозный отток.

Для достоверного исследования нужно сравнить достаточное число подобных колебаний, оценить их сходство между собой, динамику нарастания и наличие дополнительных волн при понижении.

Центральная импедансная реография проводится совместно с ЭКГ и позволяет исследовать наполнение камер сердца. Выделены такие типы реограмм:

  • Норма – плавный подъем и спуск, на круглой верхушке есть маленькая впадина.
  • Гиперволемия – объем кровотока выше нормы, кривая имеет острую верхушку, большую амплитуду и резкий спуск.
  • Гиповолемия – низкий кровоток, волны небольшие, на восходящей линии есть «ступеньки», нисходящая часть пологая.
  • Гипертония в легочных сосудах – резкий подъем, закругленная вершина и медленный спуск.

Импедансная венозная

Чаще всего таким образом исследуют венозный кровоток в нижних конечностях. Этот метод используют при постановке диагноза:

  • тромбоза глубоких вен,
  • тромбофлебита,
  • варикозного расширения венозной сети,
  • риска тромбоэмболии легочных сосудов.

При определении степени недостаточности оттока крови исследуют нисходящую часть графика, присутствие дополнительных колебаний и расстояние от верхушки до самой нижней части кривой.

Если есть нарушения трофики (питания) тканей, то понижается показатель реографического индекса. Это достоверный признак слабости как поступления крови, так и ее продвижения по венозным сосудам.

Окклюзионая

Для того, чтобы оценить степень расширения и закупорки вен, работу клапанов сосудов, а также реакцию на нагрузку, используется проведение плетизмографии с созданием искусственного препятствия для оттока крови. С этой целью, дальше от исследуемого участка, на конечность накладывается манжета.

После накачивания воздуха повторно измеряется сопротивление электрическому току. При сопоставлении исходных данных и полученных после сдавления вен делается заключение о наличии венозной недостаточности или возможности ее развития.

Окклюзионная плетизмография

Интегральная

Если целью исследования является изучение легочного дыхания, то проводится плетизмография всего тела (интегральная).

При этом пациент находится внутри герметичной камеры, его дыхательные пути соединяются с регистратором движения воздуха – пневмотахометром.

В пищевод помещают катетер с баллончиком, который имеет давление, близкое к плевральному. При помощи этого способа диагностики можно получить следующие показатели состояния легких:

  • объем вдоха и выдоха, их резервы,
  • растяжимость легочной ткани,
  • степень сопротивления бронхов потоку воздуха.

Подготовка к проведению обследования

Чаще проводится исследование состояния венозного кровотока при помощи плетизмографии.

Этот метод отличает достаточная информативность при полной безопасности.

В отличие от ангиографии не нужно вводить контраст или катетер в сосудистую сеть, а также использовать рентгеновские лучи для диагностики.

Поэтому специальной подготовки или ограничений питания, образа жизни, отказа от медикаментов при плетизмографии не потребуется.

Главным условием для получения качественной реограммы является расслабленное и спокойное поведение больного.

При выраженном болевом синдроме или состоянии напряжения вводят соответствующие препараты.

Методика проведения плетизмографии конечностей

Во время обследования нижних конечностей больной ложится на спину, а ноги приподнимают на возвышенность.

Электроды фиксируют на голени, между ними промежуток должен быть не менее 7 см.

Выше коленей накладывают манжету для нагнетания воздуха, если планируется реограмма с окклюзией вен. Электроды подсоединяют к аппарату для плетизмографии.

В манжету подают воздух таким образом, чтобы не прекратить приток крови по артериям. Для этого контролируют пульс на лодыжках. Если у пациента есть признаки атеросклероза или эндартериита, то длительность сжатия не должна превышать 1,5 — 2 минут.

Полученная запись включает не менее 5 — 7 гемодинамических циклов, измерения проводятся на обеих ногах. Если данные исследования малоинформативные, то рекомендуется повторить плетизмографию с другим расположением электродов и манжеты.

Норма и отклонения

При хорошем состоянии венозной сети пережатие вен манжетой вызывает быстрое повышение наполнения вен, а после прекращения сдавливания происходит резкий отток крови. Признаками тромбоза являются такие изменения:

  • нет повышения давления после раздувания манжеты,
  • отток крови замедлен,
  • исходное и конечное венозное давление превышает норму,
  • при закупорке глубоких вен одновременно понижается и приток крови по артериям.

Что может повлиять на результат

Недостоверные итоги обследования могут быть получены при наличии у пациента таких состояний:

  • низкий приток крови по артериям (шок, коллапс, спазм или закупорка артерий, низкий выброс крови при слабости левого желудочка);
  • опухоль, гематома или тугая повязка, передавливающая вены;
  • мышечный и сосудистый спазм из-за боли или холода;
  • состояние напряжения, двигательная активность при измерении показателей.

В подобных ситуациях диагностика назначается повторно после ликвидации искажающего фактора, либо способ обследования меняют.

Рекомендуем прочитать статью о внутреннем варикозе. Из нее вы узнаете о причинах развития заболевания и проявлениях патологии, методах диагностики и лечения, мерах профилактики.

А здесь подробнее о проведении КТ ангиографии.

Плетизмография – это метод регистрации изменения объема органа или части тела в фазы притока и оттока крови или дыхательного цикла. Помогает установить наличие пониженного или повышенного кровообращения, препятствий для нормального питания тканей.

Приборы для диагностики учитывают механические колебания при вытеснении воды (воздуха) из камеры плетизмографа или динамику электрического сопротивления тканей. Безопасность и информативность этого способа обследования чаще используют для выявления сосудистых заболеваний нижних конечностей.

Источник: http://CardioBook.ru/pletizmografiya/

Импедансная плетизмография

Импедансная плетизмография – прогрессивный диагностический метод, позволяющий быстро и надежно идентифицировать патологии венозных сосудов нижних конечностей путем определения колебаний гемодинамики в ответ на перемежающееся сжатие вен.

Суть техники ИПГ заключается в фиксации суммарного электрического сопротивления ткани попеременному воздействию высокочастотных токов.

Поскольку биологические жидкости обладают высшим коэффициентом электропроводности, процедура помогает оперативно определить динамику кровенаправления и характер микроциркуляции в исследуемых участках человеческого тела.

Исследование дает возможность объективно оценить наполнение разных отделов венозных сосудов в состоянии покоя или активности. В отличие от классической реографии, при ИПГ используются токи более высоких частот.

ИПГ – неинвазивная, безопасная и безболезненная техника, предоставляющая врачу достоверные и объективные результаты о текущем состоянии сосудов пациента.

Она является наиболее чувствительной и специфичной для выявления тромбозов проксимальных вен у больных с клиническими проявлениями венозного тромбоза.

Подтверждение диагноза благодаря использованию ИПГ служит фундаментом для выбора оптимальной терапевтической тактики.

Основные показания

  • Импедансная плетизмография наиболее широко применяется для выявления следующих патологий:
  • Тромбоз глубоких вен нижних конечностей;
  • Повышенный риск развития тромбофлебита;
  • Подозрение на ТЭЛА (тромбоэмболию ветвей легочной артерии);
  • Дисфункции мозгового кровообращения;
  • Синдром Рейно;
  • Варикозное расширение вен;
  • Атеросклерозы.

Метод также используется для контроля динамики лечения и оценки общего состояния сосудов (их тонуса, эластичности, целостности стенок).

Как проводится ИПГ?

Следует подчеркнуть, что данная диагностическая процедура неинвазивна и практически полностью комфортна для пациента.

Она не требует введения контрастного вещества и прочих манипуляций, предполагающих применение анестезии.

Осуществляется в амбулаторных условиях, не требует последующего пребывания в стационаре под наблюдением врача.

Подготовка к ИПГ, сопряженная с соблюдением диеты и отмены определенных медикаментозных препаратов, не требуется.

Единственное условие для адекватной диагностики методом импедансной плетизмографии – расслабление тела и ровное, глубокое дыхание.

Перед процедурой пациент обязательно должен опорожнить кишечник и мочевой пузырь.

ИПГ выполняется в несколько этапов:

  • Пациент принимает горизонтальное положение, возвышая нижние конечности под углом 30-35 градусов. Это необходимо для стимуляции естественного оттока крови из области голеней;
  • Пациент должен согнуть конечность и развернуть ее в тазобедренном суставе, чтобы условно перенести вес тела на исследуемую ногу;
  • На кожу наносится специальный контактный гель;
  • К голени прикрепляют два электрода, соединенных с плетизмографом, на расстоянии до 10 см друг от друга;
  • Вокруг бедра исследуемой конечности плотно фиксируется окклюзионная манжетка;
  • Манжетку раздувают до определенного уровня давления, способствующего сдавливанию вен без негативного влияния на артериальный кровоток. Ее оставляют в полученном состоянии на 45 секунд (у пациентов с несостоятельностью артериального кровоснабжения – до 2 минут), после чего стремительно сдувают;
  • Уровень увеличения венозного кровенаполнения, произошедшего спустя 3 секунды после сдувания манжетки, фиксируют на приборе в виде кривой;
  • Процедуру повторяют на противоположной конечности;
  • Для объективности данных, при составлении кривой берут максимальные показатели наполнения и оттока крови в голени;
  • При неточности данных, всю процедуру повторяют до 3-5 раз, изменяя положение конечности и локализацию электродов;
  • После получения необходимой информации, врач удаляет инструменты и остатки геля с ноги пациента. Исследуемый может отправиться домой и вернуться к повседневным делам.

Кратковременное пережатие вен провоцирует резкую стимуляцию кровенаправления, а при сдувании манжетки происходит стремительный отток венозной крови. Если у пациента отмечаются такие показатели, очевидно, что он здоров и его сосуды функционируют в рамках общепринятой нормы.

Если же больной страдает тромбозом глубоких магистральных вен, отмечается существенное нарушение оттока крови выше или ниже пораженного сосуда. Наблюдается дефект кровенаполнения конечности.

При текущем формировании тромба в подколенной, бедренной или подвздошной магистральной вене, нарушаются оба показателя (уровни кровоснабжения и оттока).

В этом случае врач зачастую назначает пациенту консервативную антикоагулянтную терапию с постоянным наблюдением в динамике.

Ложные результаты

Существует ряд факторов, способных негативно повлиять на достоверность исследования. В частности, ИПГ нецелесообразно применять в следующих состояниях пациента:

  1. Шок, в результате которого нарушается центральная и периферическая циркуляция крови по артериальным сосудам;
  2. Окклюзирующие сосудистые патологии нижних конечностей;
  3. Механическое сдавливание вен опухолевыми новообразованиями, эластической компрессией, травматической гематомой, гипсом или повязкой;
  4. Устойчивый болевой синдром, препятствующий необходимому расслаблению и спокойному дыханию во время процедуры (в данном случае больному могут быть введены анальгетики);
  5. Охлаждение конечностей при сниженной температуре воздуха в кабинете.

Все эти факторы могут обеспечить ложноположительный результат исследования, поэтому компетентный врач примет решение о применении других диагностических процедур.

Источник: http://angiodoctor.ru/metodiki-i-protsedury/diagnosticheskie-protsedury/impedansnaya-pletizmografiya.html

Цель исследования — это… Тема, объект, предмет, задачи и цель исследования

Процесс подготовки к проведению любого исследования научного характера предполагает несколько этапов. На сегодняшний день существует множество различных рекомендаций и вспомогательных методических материалов.

Все они, однако, касаются не отсутствия или наличия того или иного этапа, а, в большей степени, их последовательности. Общим для всех рекомендаций выступает определение цели исследования.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Ключевые элементы

Исследование научного характера, в отличие от традиционного, повседневного познания, обладает систематической и целевой направленностью. В этой связи крайне важно установить сферу изучения.

В качестве некой системы координат выступают предмет и цель исследования. Любая работа в научном познании начинается с установления системы. После прохождения этого этапа формулируется тема. Цель исследования выступает в качестве конечного результата.

Именно он должен стать итогом всей планируемой работы.

Объектная область

Она представляет собой практическую и научную сферу. В ее пределах находится собственно объект исследования. В школьном курсе эта сфера может соответствовать какой-либо конкретной дисциплине.

К примеру, это может быть биология, литература, математика, физика, история и пр. В качестве объекта исследования выступает определенное явление или процесс, порождающий проблему. На него направлена деятельность.

Предметом исследования выступает конкретный участок объекта, в рамках которого осуществляется поиск решений.

В качестве этого элемента системы может выступать событие в общем, его отдельные стороны, отношения между какими-либо компонентами, взаимодействия между одним из них и всей совокупностью связей. Границы между указанными элементами весьма условны.

То, что может быть объектом исследования в одном случае, в другом будет объектной областью. К примеру, научная деятельность направлена на изучение творческих связей отечественной и французской литературы 19-го столетия. Предметом исследования в этом случае могут выступать особенности заимствований.

Проблема

Цель исследования, объект исследования связаны с конкретным вопросом, который должен быть решен. Проблема считается узкой сферой изучения.

Выбор конкретной темы исследования для многих — достаточно сложный этап. Зачастую выбор падает на трудные или масштабные проблемы. В рамках учебного изучения они могут стать непосильными для полного раскрытия.

В таких случаях есть вероятность, что цель и задачи исследования не будут реализованы до конца. Может сложиться и иная ситуация.

К примеру, учащийся по тем либо иным причинам выбирает проблему давно всем известную и являющуюся непонятной только для узкого круга начинающих исследователей.

Гипотеза

Уточнить тему можно, изучив специальную литературу по проблеме. После этого можно приступать к установлению гипотезы. Считается, что этот этап самый ответственный из всех. Чтобы понять, как пройти его успешно, следует сначала разъяснить само понятие. Гипотеза должна:

  1. Быть проверяемой.
  2. Соответствовать фактам.
  3. Не быть логически противоречивой.
  4. Содержать предположение.

Как только гипотеза будет соответствовать всем требованиям, можно переходить к следующему этапу.

Цель и задачи исследования

В широком смысле они должны уточнить те направления, по которым будет осуществляться доказательство гипотезы. Цель исследования — это итог, который должен получиться по окончании изучения. Она может касаться:

  • описания нового события, обобщения;
  • установления свойств явлений, ранее не познанных;
  • выявления общих закономерностей;
  • формирования классификаций и так далее.

Существуют различные способы, посредством которых можно сформулировать цель исследования. Для этого используются традиционные для научной речи клише. Например, изучение проблемы может осуществляться, чтобы:

  • выявить;
  • обосновать;
  • установить;
  • разработать;
  • уточнить .

Средства и способы достижения результата

С особой тщательностью необходимо подойти к вопросу формулирования задач исследования. Это обусловлено тем, что описание их решения впоследствии будет составлять содержание глав. Их заголовки формируются из формулировок поставленных задач.

В целом этот элемент можно определить как выбор средств и путей для достижения поставленного результата в соответствии с разработанной гипотезой. Формулировать задачи целесообразнее в виде утверждения конкретных действий, которые нужно совершить, чтобы достичь цели.

Перечисление при этом должно строиться от простых к сложным, трудоемким. Количество их будет зависеть от глубины изучения. При их постановке основная цель исследования дробится на несколько более мелких.

Их последовательное достижение позволяет провести более глубокое изучение вопроса.

Методы

Цель исследования — это идеальное видение итога, направляющего деятельность человека. После формулирования всех ключевых элементов системы необходимо выбрать метод решения проблемы. Способы можно разделить на специальные и общие.

К последним относят математические, эмпирические, теоретические. Выбор метода играет решающую роль в успехе исследовательской деятельности.

Правильно подобранный способ решения вопросов обеспечивает гарантированное достижение запланированного результата.

Теоретические приемы

В ряде случаев целью исследования является такой результат, который может быть достигнут только экспериментальным путем. В такой ситуации лучше использовать метод моделирования. Он позволяет изучить объекты, прямой доступ к которым затруднителен либо невозможен.

Моделирование предполагает совершение мыслительных и практических действий с моделью. Существует еще один метод, позволяющий реализовать цель исследования. Этот прием именуется абстрагированием.

Он заключается в мысленном отвлечении от всех несущественных аспектов и фокусировании на одной либо нескольких конкретных сторонах предмета. Анализ — еще один эффективный метод. Он предполагает разложение предмета на компоненты. Противоположным приемом считается синтез.

Этот метод предусматривает соединение образованных частей в единое целое. С использованием синтеза и анализа можно, например, провести изучение литературы по выбранной теме научного исследования. Восхождение от абстрактного элемента к конкретному проводится в два этапа.

На первом объект разделяется на несколько частей и описывается с использованием суждений и понятий. Затем восстанавливается первоначальная целостность.

Эмпирические приемы

К ним относят:

  1. Сравнение.
  2. Наблюдение.
  3. Эксперимент.

Последний имеет определенные преимущества в сравнении с другими. Эксперимент позволяет не только наблюдать и сравнивать, но и изменять условия изучения, прослеживать динамику.

Математические методы

Цель исследования может достигаться:

  1. Статистическими приемами,
  2. Моделями и методами теории сетевого моделирования и графов.
  3. Приемами динамического программирования.
  4. Моделями и методами массового обслуживания.
  5. Визуализацией информации (построение графиков, составление функций и пр.).

Выбор конкретного метода в рамках учебного исследования осуществляется под руководством преподавателя.

Проведение изучения

Научное исследование в целом включает в себя две стадии. На первой проводится собственно изучение. Она именуется «технологическим этапом». Вторая стадия считается аналитической, рефлективной. Перед началом работы необходимо составить план. В нем выделяется три части. В первой:

  1. Указывается цель исследования (запланированных экспериментов).
  2. Приводится перечисление необходимого для выполнения работы инвентаря.
  3. Описываются формы записей в черновой тетради.

В первой части также должна содержаться первичная обработка полученных в ходе практических действий результатов и их анализ, стадия их проверки.

В плане необходимо предусматривать все, что исследователь может предвидеть на самом первом этапе. Здесь же формулируются ключевые элементы деятельности. Во второй части приводится описание экспериментальной стадии работы.

Ее содержание будет зависеть от выбранной темы, сферы научного познания. Они характеризуют специфику изучения. Исследователю нужно проанализировать, насколько подобранные им методы смогут подтвердить выдвинутую гипотезу.

При необходимости следует уточнить приемы в соответствии с запланированными результатами.

Оформление

Это третья часть рабочего плана.

В ней прописывается метод экспертизы и осуществляется предоставление полученных в исследовании результатов — от рецензии до обсуждения в рамках группы и выступления на конференции.

Целесообразно представлять итоги работы перед разной по своему составу аудиторией. Чем чаще будут обсуждаться результаты, тем это будет лучше для исследователя.

План-проспект

Он представляет собой более подробное, реферативное освещение вопросов, по которым предполагается систематизировать собранный материал.

План-проспект выступает в качестве основы для дальнейшей оценки руководителем научной деятельности, установления соответствия работы поставленным целям и задачам. Он показывает ключевые положения содержания предстоящей деятельности.

В нем присутствует описание принципов раскрытия темы, построения и соотношения объемов ее отдельных частей. План-проспект, по сути, выступает как черновое оглавление работы с реферативным описанием и раскрытием содержания ее разделов.

Его наличие позволяет анализировать результаты деятельности, проверять соответствие поставленным на первом этапе целям и вносить при необходимости корректировки.

Заключение

Для приобретения знаний, которые в комплексе позволяют внести ясность в проблему, необходимо подразделить изучение ее состояния. Такое разделение предусматривает описание:

  1. Ключевых характеристик явления.
  2. Особенностей его развития.
  3. Разработки или обоснования критериев для показателей исследуемого явления.

Конечные результаты формулируются с помощью глаголов. Задачи представляют собой частные самостоятельные цели относительно одной общей.

Источник: http://.ru/article/231762/tsel-issledovaniya---eto-tema-obyekt-predmet-zadachi-i-tsel-issledovaniya

Задача и цель исследования: определение методов :

Задача и цель исследования составляют костяк научной работы. При написании курсовых и дипломных работ, диссертаций автор всегда начинает с постановки проблемного вопроса и определения основных направлений своего труда, что во многом определяет формулировку верных выводов и заключений.

Общая характеристика

Задача и цель исследования имеют принципиальное значение для любой научной работы. По меткому определению К. Маркса, правильная постановка проблемы составляет половину успеха анализа научного материала.

Здесь следует отметить, что цель – это генеральная установка, которую сам себе задает ученый при решении той или иной проблемы.

Как правило, она носит обобщенный характер, в ней мало конкретики, так как она лишь вводит в курс дела автора и задает направление поиска. Ее формулировка должна быть предельно точной и понятной как для самого ученого, так и для рецензентов.

Несмотря на ее обобщенный характер, она, тем не менее, в самом общем виде дает понять, что собой по сути представляет работа. Задача и цель исследования должны быть определены в самом начале работы.

При этом задача конкретизирует цель, уточняет некоторые наиболее важные ее положения. Поэтому в научной работе авторы, как правило, выделяют несколько задач для более подробного пояснения смысла своего труда.

Соотношение с объектом и предметом

Важнейшими методологическими характеристиками научной монографии, диссертации или диплома являются предмет и объект.

Последнее понятие означает в самом общем то, что подвергается анализу при изучении той или иной проблемы. Задача и цель исследования должны полностью ему соответствовать.

Но, как правило, именно цель отражает проблемный вопрос, который ставит перед собой учащийся при написании работы.

Под предметом принято понимать отдельные свойства, качества, стороны объекта, которые подвергаются рассмотрению, ему соответствуют задачи, которые также поясняют, что конкретно в объекте интересует автора.

Особенности

Проблема цели, задачи исследования заключается в том, что ее постановка и формулировка должны максимально точно отражать ту мысль, которую автор хочет донести своим трудом.

Но на начальном этапе это крайне трудно сделать, потому ученые сперва формулируют гипотезу, которую выдвигают вначале как некоторый ориентир в своих поисках.

На данном этапе чрезвычайно важно для исследователя представлять хотя бы примерно, что он хочет получить на выходе, в заключение своей работы.

Цель – это как раз мысленный образ результат анализа той или иной проблемы, это конечный результат, совокупный итог, которого специалист хочет достичь в конце своей работы.

Цель, задачи, объект и предмет исследования составляют костяк любой работы, и поэтому очень важно соотносить их друг с другом. В этом ряду важно определиться со средствами и путями для проведения анализа проблемы. Задача – это есть выбор автором методов и способов для наиболее оптимального решения главного вопроса.

Формулировка цели

Правильная постановка методологических характеристик определяет ход всей научной работы. Поэтому недаром авторы уделяют столь пристальное внимание грамотной формулировке проблемы и научного аппарата вообще.

Цель, задачи, методы исследования определяют содержание и заголовки глав, параграфов, разделов и подразделов. Формулировка целей работы, как правило, традиционна: ее обозначают такими словами, как «выявить», «установить», «определить» и другими.

С помощью этих слов ученый показывает, чего именно он добивается своим трудом. Как правило, он стремится обнаружить и охарактеризовать какие-либо новые стороны предмета, описать его ранее неизвестные свойства, вскрыть связь явлений, их отношения между собой.

Это тем более важно, что от этого зависит определение новизны и актуальности работы, что особенно ценится в научных кругах.

Формулируя цель, ученый обозначает для себя и для читателей и те закономерности, которые он намеревается обозначить, или классификацию явлений и признаков. Предложения должны быть обозначены в виде глаголов в инфинитивной форме и несовершенного вида.

Формулировка задачи

На втором подготовительном этапе ученый определяется с подробностями и деталями, с которыми ему предстоит работать, для чего прописывает задачи исследования.

Цель исследования является общей идеальной умозрительной моделью окончательного результата, но автор анализирует конкретные факты, для рассмотрения которых ему нужно несколько сузить поле.

Поэтому он разбивает цель на несколько подцелей в зависимости от уровня сложности и трудности поставленной проблемы.

Лучше всего двигаться от простой задачи к более сложной – это позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении автора возможности.

Обычно данную методологическую характеристику обозначают утвердительным предложением, что позволяет лучше разобраться в большом объеме материала. Выделяют несколько видов задач; условно их принято выделять в три группы:

1. Те, которые направлены на выявление наиболее важных, сущностных признаков, критериев, характеристик изучаемого предмета.

2. Те, которые обосновывают наиболее эффективные способы решения проблемного вопроса.

3. Те, которые объясняют выбранные методы для анализа проблемы.

Значимость

Цель, задачи, объект исследования тесно между собой взаимосвязаны еще и потому, что они определяют в своей совокупности научную новизну и практическую значимость работы.

Для учебных программ в первую очередь имеет значение последняя составляющая, так как на данном учебном этапе важнее всего обучить студента элементарным навыкам работы с научным и учебным материалом, а также привить ему интерес и понимание того, что из себя представляет полноценная исследовательская работа. Однако в аспирантуре учащиеся уже выходят на более высокий уровень развития и должны понимать научную значимость и новизну своих работ не только на практике, но и в теории.

Выбор темы

Предмет исследования, цель, задачи зависят от темы выбранной работы, а также от поставленной проблемы. В идеале структура работы должна полностью повторять методологические характеристики, которые зафиксированы во введении.

Проблема выбирается исходя из наличия противоречий в какой-либо научной области. Кроме того, авторы ориентируются при своем выборе на степень изученности той или темы с историографии.

Особенный интерес в научных кругах представляют те темы, которые или не изучены, или мало изучены в науке. При этом авторы исходят из того, насколько важна практическая значимость работы.

Ведь научный труд только тогда ценен, когда его результаты могут быть использованы на практике.

Цели и задачи исследования также формулируются с оглядкой на данную установку. Ставя перед собой какую-либо задачу, ученый в первую очередь ориентируется на то, насколько полезным может быть его изобретение в обществе с научной и практической точек зрения.

Помимо вышеперечисленных факторов, большое значение имеет также общественно-политическая ситуация, которая определяет интерес к тому или иному вопросу. Речь в данном случае идет о так называемом общественном заказе, на который часто ориентируются ученые.

Связь с проблемой

Главными методологическими характеристиками являются цели, задачи исследования.

Основная часть работы, то есть главы и параграфы, посвящена их раскрытию, во введении они прописываются как основные ориентиры, а в заключении на их основании подводятся основные результаты.

По сути, постановка и формулировка цели – это выбор автором наиболее эффективного способа для решения проблемы. Ее решение – это определенная последовательность действий, своего рода алгоритм, который задается с помощью целей и задач.

Поэтому в научных кругах придается особенно важное значение их формулировке: важно, чтобы данные методологические характеристики были прописаны простыми, грамотными, понятными предложениями.

Место в научной работе

Цели и задачи формулируются в начале курсовых, дипломных, диссертационных исследований.

Единого критерия по их формулировке не существует; в распоряжении авторов и ученых имеются лишь некоторые общие правила, которые являются общепризнанными и которые используются наиболее часто в трудах.

Так, при выборе задачи, например, исследовали ориентируются на то, какие методы они будут использовать, как теоретически будут обосновывать то или иное заключение. Рассматриваемые в данной статье методологические характеристики служат ступенями к решению поставленной проблемы.

Поэтому особенно важно, чтобы главы и параграфы в точности следовали формулировкам целей и задач, а выводы в заключении предельно кратко, ясно, точно и грамотно излагались именно на основании конкретно поставленных целей и задач.

Они тесно связаны с гипотезой, которая является предположением и догадкой, которая нуждается в доказательстве. В этом смысле цель похожа на гипотезу, так как тоже представляет из себя мысленный результат научной работы. При выборе рассмотренных методологических характеристик необходимо ориентироваться также на проблему, методы и приемы исследования.

Этапы исследования

Если цели носят весьма общий характер, то задачи призваны уточнить действия автора по решению проблемного вопроса. Как правило, набор методологических этапов традиционен. В зависимости от широты и глубины выбранной темы ученый ставит свои задачи.

Если речь, например, идет о рассмотрении какой-либо широкой проблемы, то он ставит себе задачу сформулировать общие положения, выявить сходства и различия, оценить состояние объекта на данном этапе развития и так далее.

Если же речь идет о конкретном, экспериментальном исследовании, то он ставит себе задачу проанализировать какой-либо элемент, выявить какие-либо его свойства, проверить его действие в тех или иных условиях.

Здесь следует отметить, что первая группа задач относится преимущественно к гуманитарным наукам, вторая – к научно-техническим.

Специфика дисциплин

Здесь необходимо отметить, что, несмотря на универсальность подходов в выборе методологических характеристик, большое влияние на их формулировку оказывает та дисциплина, к которой принадлежит выбранная тема.

Гуманитарные работы имеют более общие задачи исследования; цель исследования – изучить какое-либо общественное явление в самом общем смысле.

Разумеется, и здесь никак невозможно обойтись без конкретики, деталей, фактов, но они служат как бы вспомогательным материалом для доказательства гипотезы или того или иного заключения. Иное дело – науки точные.

Здесь исследователь чаще всего имеет дело с конкретным физическим материалом, его основной способ решения поставленной задачи чаще всего – это эксперимент, который во многом определяет специфику методологических характеристик, так как теперь автор должен давать свои рассуждения не на основании научного материала, а на основе практического опыта.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-zadacha-i-cel-issledovaniya-opredelenie-metodov.html

33. Виды социологических исследований и особенности их проведения. — Сайт группы ИВТ-465

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки.

Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.

Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками.

Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д.

, или население города, района, области, региона.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, и позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария.

По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.

В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования — точечное и повторное.

Точечное (разовое) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными.

По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в несколько этапов. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования может сильно варьироваться из-за различной динамики и цикличности общественных процессов.

Особый вид повторного исследования — панельное. Оно предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени.

Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу.

Эти исследования позволяют отслеживать динамику, направленность развития.

Источник: https://sites.google.com/site/ivt465/home/sociologia/33-vidy-sociologiceskih-issledovanij-i-osobennosti-ih-provedenia

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть