Не переучивать левшу

Переучивать ли левшу?

Не переучивать левшу

Левши, это в некоторой степени уникальные ребята, примерно как зеленоглазые и рыжие люди. В среднем, по статистике, у 6-14% людей левая рука является ведущей.

Левши отдают предпочтение левой руке практически во всех видах деятельности, письмо, готовка пищи, выполнение работы связанной с профессиональной деятельностью.

Но главное отличие между правшой и левшой заключается далеко не только в том, какой руке человек больше «доверяет», а главная особенность заключается в том, что мозг левши работает несколько иначе.

У них доминирует правое полушарие, «творческое», в то время как у правши напротив левое, рациональное.

Принято выделять четыре наиболее объективные причины:

  • Генетическая особенность. То есть природная, физиологически обусловленная леворукость. Научно обосновано, что по наследству мы перенимаем не только цвет глаз и волос, но и доминирование левого или правого полушарий. Более того ученые скрупулезно подсчитали, что при условии леворукости обоих родителей вероятность рождения ребенка левши возрастает до 47%. А так же большой процент левшей рождается у матерей, решившихся на материнство после 30.
  • Родовые травмы, патологии беременности. Родовые травмы часто попадают в списки причин тех или иных отклонений, сложно предугадать как потом откликнутся в развитии тяжелые роды. Поэтому леворукость здесь не исключение, а также возможны задержки в речевом и психическом развитии.
  • Вынужденная леворукость. Объясняется травмами разной этиологии правой руки в детстве, вследствие чего ребенок «переходит» на левую руку.
  • Подражание. Нередко ребенок подражает за кем-то из родителей, или за другим близким человеком, который пользуется авторитетом перед ребенком. В результате леворукость становится привычкой и ребенку уже сложно определить насколько это «искренняя» леворукость.

Тест на леворукость

Как правило, этот тест проводят в возрасте 5 лет. Не совсем корректно записывать ребенка в левши основываясь только на том, что ребенок кушает или рисует левой рукой. Говорить с уверенностью, что ребенок действительно левша можно после того, как выяснится «главные» глаз и ухо.

Тест очень прост в исполнении. Ребенку предлагается взять обеими руками какой-то звучащий предмет, это могут быть часики, ракушка, и послушать. Выбранное для «прослушивания» ушко и есть ведущее.

Похожим способом проверяется «ведущий» глаз. Ребенку предлагается импровизированная подзорная труба, скрученная из бумаги. И ребенку, опять же, держа ее двумя руками нужно поднести к глазику и посмотреть на какой-то предмет.

Этот тест хороший помощник, но имеет определенную погрешность. Например, если у ребенка плохое зрение и какой-то глаз видит лучше, а какой-то хуже. Соответственно ребенок поднесет «трубу» к глазу, который видит лучше.

Несколько слов в защиту левшей

В СССР широко было распространено мнение, что левшу нужно переучивать писать правой рукой. Со временем стало ясно, что этот метод имеет множество побочных эффектов и начиная с 1986 года на законодательном уровне было запрещено переучивать этих деток.

Психологами выделяются некоторые характерные черты характера левшей. Такие как: доверчивость, открытость, искренность, художественная одаренность, исключительный музыкальный слух и особый взгляд на прекрасное.

Последствия переучивания левши

Переучивание левши это совершенно неблагодарный труд. Происходит оно лишь формально, даже если вы научите ребенка писать или кушать правой рукой, вы все равно не сможете поломать природу ребенка и изменить ведущее полушарие.

READ  Очищение органов пищеварения народными средствами

Зайдите ради интереса на форум переученных левшей и почитайте с полчасика отзывы этих людей о своих учителях, логопедах и вообще о самой идее переучивания их с левши на правшу. Самое безобидное и присутствующее практически у всех «переучек» это кошмарный почерк, частичная дезориентация в пространстве (нужно время определить где лево-право, который час на часах со стрелками и т.д.).

Кроме этого возможны такие последствия как:

  • заикание;
  • энурез;
  • ухудшение зрения;
  • разные расстройства сна;
  • нарушения письменной и устной речи такие как дисграфия и дислексия;
  • отставание в учебе.

И все эти трудности в жизни ребенка создаются искусственно, поскольку перед ребенком встает дополнительный барьер, взять который не так то и просто.

Несколько лет назад, на курсах повышения квалификации, нам дали интересное упражнение. Целью его было показать педагогам, работающим с аутистами, что мозг аутистов работает несколько иначе. На мой взгляд это упражнение может наглядно показать взрослому как ребенку приходится «ломать» себя, вынуждая себя писать правой рукой.

Суть задания вот в чем: поставьте перед собой зеркало и лист бумаги и неглядя на бумагу, смотря только в зеркало напишите фразу, скажем например, переучивать левшу плохая затея! Написанное должно быть читабельным в зеркале, иметь правильный наклон и иметь красивый почерк!

Помощь левше

Ведущую левую руку ребенка следует развивать в той же мере, как если бы это был ребенок правша. В процессе обучения лучше опираться на образное мышление.

Чтоб ребенок быстрее запомнил буквы ассоциативно связывать образ буквы с каким-то предметом. Например, «Х» как открытые ножницы, «Е» похожа на грабли, «Ш» похожа на вилы, «М» как перевернутая гармошка.

Словом, на что вам хватит фантазии, с тем и сравнивайте буквы и цифры.

Соответствующим образом нужно организовать рабочее место левши. Источник света должен находиться справа, сосед по парте в школе должен сидеть справа, сидеть ребенку в классе лучше в правом или среднем ряду, чтоб источники информации (доска и учитель) приходились на ведущий глаз и ухо.

Канцтовары для левшей

Мы живем во время, когда был бы спрос, а предложения предоставим. Производители с большим ажиотажем берутся производить канцтовары на любой вкус.

Для левшей производят линейки с зеркальным отображением цифр, точилки, ножницы с лезвием направленным в другую сторону, специальные ручки.

От них не отстают и другие производители, существуют компьютерные мышки и даже музыкальные инструменты для левши.

Хочется отметить, что леворукость сама по себе не беда, ребенок может адаптироваться и хорошо себя чувствовать и в садике, и в школе, и в институте… Проблемы могут возникнуть по неграмотности родителей, которые руководствуются не пойми чем, переучивая детей с левши на правшу.

Многие гении, вошедшие в историю были левшами. Например, великий русский поэт, исключительный в своем роде А. С. Пушкин был левшой. Л. Н. Толстой, Николай Лесков, Марк Твен тоже отдавали предпочтение левой руке. Поэтому, уважаемые родители, хорошо взвесьте все «за» и «против».

«Стоит ли переучивать левшу?»

Источник: http://logoped24.com/pereuchivat-li-levshu

Ребенок левша и его особенности развития

Не переучивать левшу

Леворукие люди у окружающих вызывают неоднозначный интерес. Некоторые уверены, что такой человек уникальная, творческая личность.

READ  Лекарственные растения с противопоказаниями и ядовитые

Другие же считают данную особенность изъяном и, если он обнаруживается у ребенка, пытаются избавиться от него методом переучивания. Считается ли леворукость отклонением, каковы ее причины и признаки.

Нужно ли переучивать левшу и с какими проблемами он может столкнуться в жизни. Обо всем этом в этой статье.

Особенности левши

У детей правшей более развито левое полушарие мозга, которое отвечает за аналитическое, логическое мышление, речь, письмо, чтение. У левшей, наоборот, развито правое, отвечающее за эмоциональность, интуицию, креативность, впечатлительность. Оба полушария мозга контролируют движения тела, но делая это перекрестно. Левое полушарие отвечает за правую сторону тела, правое — за левую.

Во всем мире 90% людей — правши, 9% — левши, остальные являются амбидекстрами (обе руки ведущие). С 1976 года 13 августа повсеместно отмечается международный день левшей. Цель его привлечь к дискриминации их в мире.

Леворукость — не патология и не болезнь. Такие дети имеют множество психологических особенностей, но это лишь результат своеобразной деятельности мозга. Ребенок левша — творческая натура, он чувствительный и эмоциональный. Он не всегда может контролировать эмоции.

Такие дети позже начинают разговаривать, у них затруднена ориентация в пространстве. Но, в то же время, леворукие малыши часто бывают очень одаренными, с неординарной фантазией и развитым образным мышлением. Левши артистичны с ярко выраженной индивидуальностью.

Как правило, материальная сторона жизни их мало волнует, а вот к творчеству они относятся с особым трепетом. Творчество — их сильная сторона, с такими людьми никогда не бывает скучно. При этом дети левши нуждаются в особом внимании из-за эмоциональной неустойчивости и трудности в обучении.

Очень важно беседовать с ними, подбадривать, помогать развивать их сильные стороны. При правильном подходе такой малыш может достичь серьезных успехов в жизни.

Если в семье леворукий ребенок, очень важно приобрести все необходимое оборудование для него: стол, принадлежности для письма, рисования, ножницы для бумаги. Это поможет ему быстрее и легче адаптироваться.

Причины леворукости

Считается, что леворукость закладывается во время внутриутробного развития, натального (роды) и постнатального периода. Существуют некоторые факторы, влияющие на развитие леворукости:

  • Хронические заболевания матери во время беременности (почки, сердечно-сосудистая система, аутоиммунный синдром).
  • Злоупотребление спиртными напитками, курение во время беременности.
  • Осложнения во время беременности (гипоксия плода, конфликт по резус-фактору, фетоплацентарная недостаточность).
  • Родовые травмы.
  • Поражение левого полушария, ДЦП, механические травмы конечностей.
  • Наследственность. Вероятность рождения в семье леворукого малыша составляет 17%, если один из родителей имеет данную особенность, 46% — если оба.

Признаки

Формирование ведущей руки завершается у малыша в возрасте 4-5 лет. До этого периода допустимо использование им обоих рук. На данном этапе развития доминантность полушария мозга не определена. После 5 лет основной признак леворукости — выполнение бытовых действий левой рукой (чистка зубов, прием пищи, рисование, письмо, складывание кубиков, конструктора, расчесывание и т.д).

Диагностика

Диагностировать данную особенность несложно. Обычно родители сами определяют, что их малыш левша, наблюдая за его действиями.

Существуют задания, позволяющие диагностировать леворукость:

  • Рисование. Перед малышом кладут лист бумаги, карандаш и просят его нарисовать все, что ему захочется. Затем предлагают нарисовать то же самое, но другой рукой. После чего сравнивают качество выполненных рисунков.
  • Открывание коробочки. Положить в коробку любую игрушку, закрыть крышкой и попросить ребенка ее достать. Если преобладает левая рука, то соответственно, ей и будет открываться коробка. Для более достоверных данных задние следует повторить несколько раз.
  • Игра в мяч. Мама и ребенок бросают мяч друг другу, используя при этом только одну руку. Понаблюдайте, какой рукой он бросает и ловит мяч.
  • Вырезание. Ребенку предлагают вырезать любую картинку из открытки или журнала, при этом наблюдают за активностью левой и правой руки.
  • Мозаика или пазлы. Ребенку предлагается сложить картинку из несложных фрагментов, рассчитанных на его возраст. При выполнении задания отчетливо видно, какую руку он использует активнее. Именно ведущей рукой он будет брать фрагменты и укладывать их на нужное место.
READ  Аир болотный

Во время проведения заданий на леворукость, ребенок не должен знать об этом. Это обеспечит чистоту эксперимента.

Возможные проблемы в школе, жизни

Весь мир подстроен под правшей, поэтому левше приходится трудно. По статистике, такие дети испытывают трудности при адаптации в школе и общении.

Типичные проблемы:

  • Трудно запоминать направление хода часовых стрелок.
  • Трудно ориентироваться в пространстве (право-лево). При переходе дороги, правша сначала посмотрит налево, а затем направо. У левши все наоборот, сначала он посмотрит направо, а только потом налево. Поэтому родителям важно учитывать эти нюансы, при обучении малыша правилам дорожного движения.
  • Зачастую при рисовании малыш не может правильно распределить пространство листа, части рисунка «наплывают» друг на друга, причина — особенности зрительного восприятия.
  • Левша с трудом воспринимает и запоминает конфигурацию букв и цифр. У него страдает техника чтения и письма. Он может путать сходные по форме буквы и цифры, может писать лишние элементы, с трудом различает и выделяет геометрические фигуры.
  • Зеркальное написание букв и цифр, зеркальное чтение, рисование, восприятие объемных предметов. При письме ребенок левша пишет текст, таким образом, что прочитать его можно поднеся к зеркалу. Тоже касается и рисования.

Но, несмотря на все это, левши зачастую показывают просто феноменальное способности к адаптации.

Если после 10 лет зеркальное восприятие сохраняется, ребенок нуждается в специальных занятиях, которые корректируют этот недостаток.

Нужно ли переучивать

Пытаться переучивать леворукого ребенка на праворукого не стоит. Маленькие глаза, цвет волос, смуглая кожа, веснушки, ведь эти особенности внешности никто же не пытается изменить. Также и с леворукостью — это особенность ребенка, не более.

Как правило, переучивание левшей приводит к нежелательных последствиям. Малыш становится капризным, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит, появляются головные боли и повышенная утомляемость. В некоторых ситуациях, могут развиться такие осложнения, как заикание, нервный тик, энурез (недержание мочи), невроз.

Левую руку ребенка рекомендуется развивать, так как иногда она развивается слабо, хоть и является ведущей. Для этого достаточно ежедневно выполнять несложные задания левой рукой:

  • завязывать, развязывать узелки на веревке;
  • собирать палы, мозаику;
  • собирать, разбирать конструктор, например, Лего;
  • крутить, вертеть карандаш в руке.

Министерство здравоохранения с 1985 года приняло постановление о запрете переучивания левшей на правшей. Также запрещено снижать им оценки в школе за почерк.

Итак, если ваш ребенок левша, знайте, он очень ранимый, чувствительный. Для него губительны излишние нагрузки, он склонен к самоедству и чувству вины. Это особенный ребенок, которому требуется больше внимания. Вы должны принять его таким, какой он есть. Помните, что леворукость — это просто особенность тела, не недостаток и не патология, это нормально.

1149.

Источник: https://moykarapuz.com/razvitie-rebenka/rebenok-levsha.html

Варикоза нет
Добавить комментарий