Особенности поведения подростков

Подростковый возраст

Особенности поведения подростков

Подростковыйпериод — период завершения детства,вырастания из него, переходный от детствак взрослости. Обычно он соотносится схронологическим возрастом с 10—11 до14—15 лет. Сформированная в учебнойдеятельности в средних классах школыспособность к рефлексии «направляется»школьником на самого себя.

Сравнениесебя со взрослыми и с более младшимидетьми приводит подростка к заключению,что он уже не ребенок, а скорее взрослый.Подросток начинает чувствовать себявзрослым и хочет, чтобы и окружающиепризнавали его самостоятельность изначимость.

Основные психологическиепотребности подростка — стремление кобщению со сверстниками («группированию»),стремление к самостоятельности инезависимости, «эмансипации» от взрослых,к признанию своих прав со стороны другихлюдей.

2. Ведущая деятельностъ в подростковом возрасте

Подростокпродолжает оставаться школьником;учебная деятельность сохраняет своюактуальность, но в психологическомотношении отступает на задний план.Основное противоречие подростковогопериода — настойчивое стремлениеребенка к признанию своей личностивзрослыми при отсутствии реальнойвозможности утвердить себя среди них.

Д.Б.Эльконин считал, что ведущей деятельностьюдетей этого возраста становится общениесо сверстниками.

Именно в началеподросткового возраста деятельностьобщения, сознательное экспериментированиес собственными отношениями с другимилюдьми (поиски друзей, выяснениеотношений, конфликты и примирения, сменакомпаний) выделяются в относительносамостоятельную область жизни. потребность периода — найти свое местов обществе, быть «значимым» — реализуетсяв сообществе сверстников.

Помнению Фельдштейна, интимно-личностныйи стихийно-групповой характер общенияпреобладает в том случае, если отсутствуютвозможности осуществления социальнозначимой и социально одобряемойдеятельности, упущены возможностипедагогической организации общественнополезной деятельности подростков.

3. Специфические особенности психики и поведения подростков

Стремлениеподростка занять удовлетворяющее егоположение в группе сверстниковсопровождается повышенной конформностьюк нормам поведения и ценностям референтнойгруппы, что особенно опасно в случаеприобщения к асоциальному сообществу.

Переходностьпсихики подростка состоит в сосуществовании,одновременном присутствии в ней чертдетскости и взрослости.

Вподростковом возрасте нередко сохраняетсясклонность к поведенческим реакциям,которые обычно характерны для болеемладшего возраста. К ним относятследующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказеот обычных форм поведения: контактов,домашних обязанностей, учебы и т.д.

Причинойчаще всего бывает резкая переменапривычных условий жизни (отрыв от семьи,перемена школы), а почвой, облегчающейвозникновение таких реакций, — психическаянезрелость, черты невротичности,тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Онапроявляется в противопоставлении своегоповедения требуемому: в демонстративнойбраваде, в прогулах, побегах, кражах идаже нелепых на первый взгляд поступках,совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственнадетскому возрасту и проявляется вподражании родным и близким. У подростковобъектом для подражания чаще всегостановится взрослый,  теми или иными  качествами  импонирующий его  идеалам   (например, подросток,мечтающий о театре, подражает в манерахлюбимому актеру).   Реакция имитации характерна для  личностно незрелых подростков в асоциальнойсреде.

4. Реакция компенсации. Она выражается встремлении-восполнить свою несостоятельностьв одной области успехами в другой. Если в   качестве  компенсаторной реакции   избраны   асоциальныепроявления, то возникают нарушенияповедения. Так, неуспевающий подростокможет пытаться добиться авторитета уодноклассников грубыми, вызывающимивыходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловленастремлением добиться успеха именно втой области, в которой ребенок илиподросток обнаруживает наибольшуюнесостоятельность (при физическойслабости — настойчивое стремление кспортивным достижениям, при стеснительностии ранимости — к общественной деятельностии т.д.).

Собственноподростковые психологические реакциивозникают при взаимодействии с окружающейсредой и нередко формируют характерноеповедение в этот период:

READ  Эпиляция для мужчины

1. Реакция эмансипации. Она отражаетстремление подростка к самостоятельности,к освобождению из-под опеки взрослых.При неблагоприятных средовых условияхэта реакция может лежать в основе побеговиз дома или школы, аффективных вспышек,направленных на родителей, учителей, атакже в основе отдельных асоциальныхпоступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Онапроявляется в поведении, контрастномпо отношению к неблагоприятному поведениючленов семьи, и отражает становлениереакции эмансипации, борьбу занезависимость.

3.Реакция группирования. Ею объясняетсястремление к образованию спонтанныхподростковых групп с определеннымстилем поведения и системой внутригрупповыхвзаимоотношений, со своим лидером.

 В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода  неполноценности нервной  системы  подростка склонность  к этой реакции может взначительной мере определять егоповедение и быть причиной асоциальныхпоступков.

4.Реакция увлечения (хобби-реакция) . Онаотражает особенности внутреннейструктуры личности подростка. Увлечениеспортом, стремление к лидерству, азартныеигры, страсть к коллекционированиюболее характерны для подростков-мальчиков.

Занятия, мотивом которых являетсястремление привлечь к себе внимание(участие в самодеятельности, увлечениеэкстравагантной одеждой и т.п.), болеетипичны для девочек.

Интеллектуально-эстетическиеувлечения, отражающие глубокий интереск какому-либо определенному предмету,явлению (литературе, музыке, изобразительномуискусству, технике, природе и т.п.), могутнаблюдаться у подростков обоих полов.

5.  Реакции,   обусловленные формирующимся   сексуальнымвлечением (повышенный интерес ксексуальным проблемам, ранняя половаяжизнь, онанизм и т.д.).

Источник: https://StudFiles.net/preview/6163038/

» Особенности кризиса подросткового возраста и как с ним справиться

Особенности поведения подростков

Обратили внимание на то, что ваш тринадцатилетний ребёнок всё чаще стал грубить, перестал делиться секретами, начал дерзко шутить и проявлять цинизм? Пожалуй, наступил кризис подросткового возраста.

Если бы родители понимали особенности протекания этого кризиса, то они бы намного спокойней воспринимали все причуды ребёнка и сложности общения с ним.

Читайте в нашей статье об особенностях психологии подростков, их проблемах и нюансах поведения, и вы будете знать, как вести себя с повзрослевшим ребёнком.

Загадочный подростковый возраст — время, когда ребёнок прощается с детством, но ещё не готов к взрослой жизни. Этот момент перехода — один из самых важных отрезков жизни человека. Для того чтобы родители научились понимать ребёнка, нужно знать о причинах проявлений кризиса.

Основные психологические особенности подростков:

  • особое внимание к своей внешности
  • объединение в группы со сверстниками
  • повышенное любопытство к сексу, интимным отношениям между полами
  • желание уединяться
  • необходимость личного пространства
  • дерзость в общении, бесспорная правота
  • повышенная ранимость в сочетании с внешним безразличием.

«Знаете ли вы, что в подростковом возрасте ребёнок впервые начинает интересоваться своим внутреннем миром? Он пытается осознать природу своих психических процессов, желаний, интересов, однако не всегда может сам ответить на беспокоящие его вопросы. Задача родителей — поддержать подростка на пути взросления и попытаться его понять».

Рассмотрим характеристики этого периода:

  1. Постоянное или периодическое переживание чувства тревожности, беспокойства.
  2. Наличие чрезмерно завышенной или заниженной самооценки.
  3. Наличие повышенной возбудимости, интереса к половым отношениям, эротических фантазий.
  4. Перепады настроения: весёлое сменяется мрачно-депрессивным.
  5. Постоянные претензии к родителям, другим людям.
  6. Принципиальное чувство справедливости.
  7. Приписывание себе заслуг, которых нет.
  8. Требование соблюдения прав, не ограничения личной свободы.
  9. Потребность в друзьях, близких отношениях, а также признании своей индивидуальности окружающими.

Подросток всё время борется сам с собой. Он считает себя вполне взрослым, однако социально реализоваться ещё не способен, так как зависит от родителей.

READ  Как сделать сухой шампунь в домашних условиях

Одной из психологических особенностей подростков является стремление самому принимать решения, высказывать точку зрения, совершать поступки по собственному усмотрению.

В этой тенденции прослеживается такая особенность, как неумение брать ответственность за поступки и решения. Несоответствие подростковых амбиций с возможностями может породить массу проблем.

Проблемы современных подростков

У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе.

В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями.

Причина этому — внутренние противоречия:

  • Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально — он ещё ребёнок.
  • Подросток отстаивает своё право на уникальную индивидуальность, и в то же время хочет «быть, как все».
  • Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда — проблемы в общении со сверстниками.

Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:

  • семейных
  • половых
  • поведенческих и других.

Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями).

Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше.

Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы, например:

  1. Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
  2. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других — не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы — ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
  3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
  4. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
  5. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

«Совет. Не наказывайте подростка, как бы он себя ни вёл. Представьте себя на его месте, попробуйте понять, как ему тяжело в этот момент. Подросток оценит вашу поддержку».

Нюансы поведения

Кризис подросткового возраста проходит нелегко, и этот этап жизни ребёнка характеризуется некоторыми нюансами поведения.

READ  ЛФК и массаж при беременности

Столкнувшись с кризисом подросткового возраста, родители опасаются, что не переживут тех жутких проявлений поведения подростка, о которых слышали от знакомых или с экрана телевизора.

Подросток становится неуправляемым, может начать курить и пробовать наркотики, увлечься алкоголем, не появляться дома, слушать зверскую музыку, делать татуировки и прокалывать брови или пупок, красить волосы в вызывающие цвета… Он может перестать учиться, попасть в дурную компанию, подхватить венерическое заболевание, уйти из дома, предпринять попытку суицида… Аналогично кризису среднего возраста, кризис подростков проявляется в виде дезадаптации, неуправляемости, агрессии, недовольства собой и окружающими.

Рассмотрим некоторые нюансы поведения подростков:

  • они пререкаются с родителями по любому поводу
  • стремятся настаивать на своём
  • у них стремительно меняется настроение
  • они часто чувствуют недомогания
  • не всегда ведут себя адекватно
  • у них бывает странное чувство юмора
  • их поведение может быть девиантным — отклоняющимся от нормы (увлечение алкоголем, драки, воровство, беспорядочные связи, субкультуры)
  • они могут грубо и шокирующе высказываться
  • их поступки могут быть эпатажными
  • их внешний вид может быть вызывающим
  • они неравнодушны к теме секса, но пытаются это скрыть
  • они пытаются философствовать
  • они обидчивы и самолюбивы.

Как найти общий язык с тинейджером

Чтобы достичь взаимопонимания с подростком, соблюдайте рекомендации:

  1. Оказывайте поддержку. Ребёнок только становится личностью, и без вашей заботы и поддержки ему не обойтись.
  2. Предоставляйте возможность уединиться. Подростку нужно иногда бывать одному, иначе ему будет сложно.
  3. Его комната – его территория. А там свои правила и законы. Уважайте их.
  4. Предоставляйте свободу. Свобода передвижений, действий и слов делает подростка увереннее.
  5. Уважайте. Подросток имеет своё мнение. Будете уважительно к нему относиться – найдёте общий язык.

 «А знаете ли вы, что комната подростка соответствует состоянию его души? Порядок там или хаос – всё это говорит о его настроении и проблемах».

Советы родителям

Раскроем секреты, как родителям справиться с кризисом подросткового возраста:

  1. Кризис подросткового возраста – временное явление.
  2. Помогите подростку творчески реализовать себя – это важно.
  3. Чтобы легче преодолеть кризис, подростку лучше стать членом какой-то социальной группы (клуба, команды, двора, класса, рок-тусовки и пр.).
  4. Запаситесь терпением и вспомните, как проходил ваш подростковый возраст.
  5. Любите ребёнка не за что-то, а просто так.
  6. Находите положительное даже в самом плохом.
  7. Формируйте границы безопасности ребёнка. Объясните ему, что, чем бы он ни занимался, должно быть безопасно для его жизни.

Кризис подросткового возраста — непростое явление. Он считается самым сложным из всех возрастных кризисов ребёнка. И основной задачей родителей становится облегчение его протекания, поддержка подростка и налаживание с ним контакта. Подростковые проблемы неизбежны. В силах родителей обеспечить нормальную жизнь подросшего ребёнка, приняв его проблемы и постаравшись помочь их преодолеть.

Источник: https://paidagogos.com/osobennosti-krizisa-podrostkovogo-vozrasta-i-kak-s-nim-spravitsya.html

Варикоза нет
Добавить комментарий